ВИА "Оризонт" Vocal and instrumental ensemble "Orizont" плейлист
ВИА "Оризонт" Vocal and instrumental ensemble "Orizont"
ВИА «Оризонт». Год создания — 1976. Основателем и бессменным руководителем коллектива стал выпускник Кишиневской Государственной консерватории, дирижер и композитор Олег Мильштейн. С первого дня своего существования ансамбль «Оризонт» был создан как вокально-инструментальный ансамбль, не имея ничего общего с молдавским фольклорным народным коллективом. Наоборот — «Оризонту» удалось органично преподнести современными эстрадными красками синтез авторских произведений и элементы народных мотивов молдавского фольклора. Изложение музыкального материала осуществлялось с позиции последних музыкальных течений мировой музыки. Создавались такие аранжировки, которые по качеству не уступали той музыке, которую играли лучшие западные команды тех лет. Как молодежный творческий коллектив, ансамбль «Оризонт» был подвержен поиску и не боялся творческих экспериментов. Его удивительная смесь блюза, джаза, рока, фанка и элементов музыки «соул» — это стиль в музыке, который называется одним словом «фьюджен». Он стал яркой отличительной чертой ансамбля, и сразу нашел своего зрителя. ВИА «Оризонт» стал первым в СССР, кто играл «фанк» музыку. За остроту сложной синкопической игры духовой группы, ансамбль «Оризонт» сравнивали с западной группой «Земля, ветер, огонь». Это был главный и основной принцип этого сравнения. Уж очень совпадал стиль исполнения этих двух коллективов. Кроме этого, так же как и группа «Земля, ветер, огонь», ансамбль «Оризонт» числился самым многочисленным ВИА на советской эстраде. Он включал в себя группы: духовую (две трубы, тромбон, саксофон), скрипичную (четыре-пять скрипок); ритм секцию (три гитариста, два клавишника, ударник и отдельно перкашн) и четыре-пять отдельных вокалиста, чередующих сольное пение с ансамблевым. Зачастую на сцене находились 16 артистов, не считая звукорежиссера и весь технический персонал. Имя «Оризонт» в переводе с молдавского «Горизонт», ансамбль выбрал себе не случайно. Известно, что к линии горизонта невозможно подойти — она отодвигается все дальше и дальше. Это зримая, но, тем не менее, недосягаемая линия. Вот и захотелось ансамблю «Оризонт» олицетворить эту магическую линию с линией музыкального совершенства. Как бы коллектив не стремился к ней, постоянно повышая свое исполнительское мастерство, все равно, конечная линия будет стремительно и далеко уходить, и заставлять работать все больше и больше… В первый состав ансамбля «Оризонт» вошли: Татьяна Грекул, Леонид Рабинович, Татьяна Васильева, Илья Раду-Райзман (скрипичная группа); Альберт Лысенко, Владимир Бессменный, Эрик Майянов, Александр Слободской, Валерий Савич (духовая группа); Ливиу Штирбу, Ян Лемперт, Евгений Подакин, Александр Оприца (ритм-секция); Александр Носков, Нина Круликовская, Дмитрий Смокинэ, Светлана Рубинина, Штефан Петраке (вокалисты); Ян Берман (звукорежиссер). Первый состав ансамбля «Оризонт» со временем видоизменялся, однако основная группа, образовавшая его костяк, работала на протяжении долгих лет, вплоть до окончания существования коллектива. В состав ансамбля «Оризонт» всегда подбирались только музыканты-профессионалы — с высшим и средним музыкальным образованием. Первые концерты ансамбля «Оризонт» состоялись 1-10 марта 1977 года и были приурочены к ежегодному музыкальному фестивалю искусств «Мэрцишор», проводимому в Молдавии. Ансамбль впервые познакомил зрителей республики со своей дебютной программой, чем сразу привлек к себе внимание зрительского зала. Вскоре ансамбль «Оризонт» уверенно выступает за пределами своей республики и вписывает яркую и самобытную страницу в историю советской эстрады. Ансамбль начинают приглашать для выступления в музыкальных программах Центрального телевидения и Всесоюзного радио. Он обращает на себя внимание двух могущественных организаций — «Союзконцерт» и «Госконцерт», которые впоследствии начали с ним активное сотрудничество. Первый опыт начался с совместной гастрольной поездки по Союзу ансамбля «Оризонт», и очень популярной в то время, чешской певицы Гелены Лоубаловой (Helena Loubalova). Вскоре этот опыт получит неоднократное продолжение и развитие. Ансамбль «Оризонт» своим звучанием и манерой исполнения всегда выгодно отличался от своих коллег. Он без объявления был легко узнаваем по радио и телевидению и имел яркую творческую индивидуальность. Эту индивидуальность необходимо было подчеркнуть и в костюмах. Лучший художник-модельер Нина Гуцу проектирует концертные костюмы, взяв за основу современный силуэт и маленькие фрагменты народного орнамента, которые по индивидуальному заказу изготовляют в специальных театральных мастерских Министерства культуры Молдавии. Пресса писала: «Нина Гуцу — первый модельер, которая сумела легко совместить сценический эстрадный костюм с народными мотивами. Костюмы ансамбля „Оризонт“ отличались богатством и ярким своеобразием». Большинству слушателей ансамбль «Оризонт» стал известен с 1978 года, после победы на Всесоюзном телевизионном конкурсе «С песней по жизни». Музыкальная редакция Центрального телевидения была буквально завалена письмами со всех уголков страны в поддержку ансамбля. Сами музыканты вспоминают: «Буквально сразу после финала конкурса мы проснулись знаменитыми, и о нас заговорила вся страна». Вскоре после конкурса в ансамбль «Оризонт вливаются новые, талантливые исполнители: Николай Каражия, Сергей Бурцев, Олег Балтага (ритм-секция); Алексей Сальников, Григорий Михайлов (духовая группа); Василий Ротарь, Лариса Гелага, Евгений Ротару (вокалисты). Жизнь ансамбля „Оризонт“ не всегда была „сахарной“. Неоднократно он становился объектом несправедливости и откровенной зависти. Особенно „коллег по цеху“. Все эти годы „Оризонт“ приносил Молдове и славу, и успех. А успех, кроме радости, вызывает, как известно, еще и зависть. Зависть и нелепые придирки унижали и глубоко ранили коллектив. Были упреки в том, что в коллективе, мол, большой процент артистов не принадлежат к коренной национальности. В то время, когда „Оризонт“ был в зените славы, его пытались приравнять к рядовым филармоническим коллективам. После победы на Всесоюзном телевизионном конкурсе „С песней по жизни“ ансамбль возвратился домой окрыленный, а ему вместо „поздравляем“, — претензии: а почему вы не пели по-молдавски. Пришел как-то запрос Госконцерта СССР на гастрольную поездку „Оризонта“ в Африку, но начальник отдела кадров филармонии вовремя вспомнил (естественно с подсказки сверху): » Э, да ведь Африка близко к Израилю! Некоторые могут там остаться!" Сделали отписку и отказали. Какие только незаслуженные упреки не выдвигали против артистов ансамбля «Оризонт» и его руководителя чиновники от культуры: искажение и «порча» молдавской музыки, отсутствие чувства ее национального стиля, «румынизация» репертуара, насаждение пошлых вкусов т. д. и т. п. Ансамбль «Оризонт» участвует в самых престижных Всесоюзных песенных фестивалях: «Золотой колос» в Алма-Ате, «Майские звезды» в Москве, «Паланга-78», «Весна Ала-Тоо» во Фрунзе, «Музыкальная осень» в Белоруссии, «Музыкальная осень» в Ставрополье, «Зори Кавказа» в Грозном и других. Под «нажимом» Москвы ансамбль посылают представлять Советский Союз, совместно с певцами Аллой Пугачевой и Яаком Йолой, на первую совместную телевизионную программу телевидения ГДР " Мелодии друзей". Приятно было узнать, что песня Олега Мильштейна, написанная на слова немецкого поэта Ганса Мескентина «Когда звучат инструменты», которая была написана специально для этой программы, завоевала в Германии огромную любовь и популярность. Вскоре ансамбль «Оризонт» получает приглашение на участие в самой популярной телевизионной программе «Пестрый котел» телевидения ГДР. Очень почетно и ответственно было выступать в этой программе с немецкими ансамблями: «Лифт», «Карат», «Пудис» и другими. Ансамбль «Оризонт» работает в разных программах совместно с мировыми звездами: Czesiaw Niemen (Польша), Mireille Mathieu (Франция), Helena Vondrackova, Jiri Korn, Karel Gott (Чехословакия), Julio Iglesias (Испания), Ravaella Karra (Италия) и многими другими.