Раиса Бобринёва Raisa Bobrineva плейлист
Раиса Бобринёва Raisa Bobrineva
Бобринёва Раиса (Розита) Михайловна (1930-2009) — советская и российская оперная певица, Заслуженная артистка РСФСР (1970). Родилась в Луганске в семье учителя. О музыке, ставшей в итоге главным делом всей ее жизни, Раиса Бобринева мечтала с раннего детства. Окончив школу вскоре после Великой Отечественной войны и не мысля для себя никакой иной карьеры, кроме вокальной, она поступила в Донецкое музыкальное училище. Педагоги училища квалифицировали голос Бобриневой как меццо-сопрано. Здесь будущей певицей были освоены партии Любаши в «Царской невесте», Любавы в «Снегурочке», Ольги в «Евгении Онегине». Успехи юной вокалистки были таковы, что главный дирижер Донецкого оперного театра пригласил ее в свою труппу, а в качестве дебюта предложил ей партию Кармен. Но творческая судьба Раисы сложилась по-другому. Ее, настоящую красавицу и одну из лучших выпускниц училища, отметила комиссия из Московской консерватории, которая рекомендовала ей продолжить обучение в столице. Мечта талантливой и трудолюбивой девушки сбывается, и с 1952 по 1958 годы Раиса Бобринева – студентка главного музыкального вуза страны. С первого курса Донецкого училища до третьего курса Московской консерватории ее наставником по вокалу была доцент Е. Н. Панаева. Под ее руководством в московской оперной студии были подготовлены партии Весны и Леля в «Снегурочке», Ольги в «Евгении Онегине». Однако, педагоги пришли к выводу, что для более полного раскрытия возможностей певицы ее голос следует переквалифицировать из меццо-сопрано в сопрано. Бобринева окончила консерваторию в классе под руководством профессора В. Ф. Рождественской именно в этом амплуа. На выпускном экзамене она исполнила партию Татьяны в опере П.Чайковского «Евгений Онегин». Еще в консерватории Раиса познакомилась со своим будущим мужем Валерием Климовым, впоследствии – великим скрипачом и педагогом, с которым они счастливо прожили без малого полвека. После успешного окончания консерватории Бобринева исполнила главную партию в опере «Дон Карлос» с труппой Большого театра на сцене Кремлевского дворца съездов, затем стала солисткой Московской филармонии. Первое большое признание не заставило себя ждать. Уже в 1960 году певица стала лауреатом Международного конкурса вокалистов «Пражская весна». В этом богатом для нее событиями году состоялся ее первый сольный концерт в Москве и прошли первые гастроли по городам Чехословакии, во время которых местная пресса отметила ее «великолепное пиано и безупречное владение звуком». В 1963 году певица стажировалась в итальянской «Ла Скала» под руководством знаменитой Мерседес Лепарт. В Милане она сумела тонко почувствовать и блестяще овладеть стилем итальянского бель канто (Россини, Беллини, Доницетти). Кроме того, ею был освоен целый ряд ролей ведущего оперного репертуара, а также партия сопрано в «Реквиеме» Верди. Итальянская оперная классика с ее эмоциональной насыщенностью и контрастной экспрессией, оставила яркий отпечаток на всем дальнейшем творчестве Бобриневой. На протяжении всей жизни певица включала в свои концертные программы арии Дездемоны и Аиды из опер Верди, Чио-Чио-сан из Пуччини, Сантуцци из Масканьи. Окончив стажировку в Милане, Раиса Бобринева приступила к широкой концертной деятельности. В 1964 году состоялся ее первый сольный вечер в Большом зале Московской консерватории. Затем последовали гастроли по многим городам Советского Союза, а потом и по всему миру. Певица выступала в концертных программах с оркестрами под управлением Ю.Темирканова, К Кондрашина, Е.Светланова, В.Федосеева. Ее концерты проходили в крупнейших залах, в том числе с Ю.Темиркановым и Е.Светлановым в Карнеги-холле. Концертная деятельность еще более отточила талант и мастерство артистки, наиболее рельефно отображая ее вокальные и художественные достоинства.